ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ФРУКТЫ"
Развитие мелкой моторики
Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.
Апельсин
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежат,
Эта долька — для ужат,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас — беда.
Разбегайтесь кто куда!
Мимические упражнения
Выразить удовольствие от приятного аромата яблока.
Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, кислый лимон, терпкую хурму или айву.
Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко.
Яблоко свалилось нам на голову.
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Игровое упражнение «Жуем твёрдую грушу».
Упражнения для губ и щек
Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
Упражнения для языка
Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.
Колья забора острые — вот такие. Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.
Язык «лопаткой» положи
И спокойно подержи.
Язык «колышком» потом
Потянем тонким острием.
Язычок-листок прикрыл яблочка бочок. Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.
Качели. В саду мы увидели качели.
На качелях я качаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Поднимаюсь, опускаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.
Чашечка. Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину — яблочный. Какой сок налить тебе, Саша?»
Развитие речевого дыхания и голоса
Сбор урожая. Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция — стоять прямо. Поднять руки — вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз — выдох.
Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)
Разговоры фруктов. Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: «Фу-фа-фу!». Яблоки падают на траву: «Бам-бом-бум!»
Источник: Пожиленко Е.А.
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Назови ласково
Апельсин – апельсинчик.
Яблоко –...
Лимон –...
Мандарин –...
Банан –...
Абрикос –...
Подбери признак
Опиши фрукт, отвечая на вопросы о его цвете, форме, вкусе. Где и как он растет?
Яблоко, ананас, банан, лимон, персик.
Продолжи предложения
В магазине продают яблоки, апельсины,...
Взрослые и дети любят фруктовые соки: яблочный, апельсиновый...
Измени по образцу
Сок из:
- абрикосов – абрикосовый,
- лимонов –...
- ананасов –...
- слив –...
- мандаринов –...
- апельсинов –...
- персиков –...
Употреби слово в нужной форме
Мы любим что? – Фрукты.
В магазине нет чего?...
Дети спели песенку о чем?...
Нас угощали чем?...
Что не так?
На яблоне растут груши.
Апельсины, яблоки и сливы – это овощи.
Из персиков варят абрикосовое варенье.
Какое слово самое короткое?
Апельсин, мандарин, лимон, яблоко.
Абрикос, ананас, киви, персики.
Варенье, компот, повидло, сок
Что общего и чем отличаются друг от друга?
Яблоко и груша.
Мандарин и апельсин.
Персик и абрикос.
Собери предложение
Яблоне, на, растут, яблоки.
Варит, слив, из, мама, варенье
Что лишнее?
Банан, яблоко, киви, морковь.
Апельсин, мандарин, фрукт, ананас.
Цвести, зреть, расти, подметать.
Персиковый, абрикосовый, лимонный, кабачковый.
Измени по образцу
Варенье из:
- яблок–яблочное,
- абрикосов–...
- слив - ...
- персиков–...
Измени по образцу
Одно красное яблоко – много красных яблок.
Один желтый лимон –...
Одна сладкая груша –...
Отгадай загадки
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики,
А из жаркой Африки. (Апельсин)
Я румяную матрешку
От подруг не оторву.
Подожду, пока матрешка
Упадет сама в траву. (Груша)
Вкусны – оближешь пальчики –
Оранжевые мячики.
Но только в них я не играю,
А с охотой их съедаю. (Мандарины)
Доскажи словечко
В шкуре желтой,
Кислый он,
Называется... (лимон)
Подбери парное слово
Зеленый – киви, желтый – ... (лимон/банан/яблоко).
Сладко – банан, кисло –... (лимон).
Косточка – персик, косточки – ... (яблоко/груша/мандарин).
Круг – апельсин, овал –... (банан).
Овощи – огород, фрукты – ... (сад).
Какое слово самое длинное?
Слива, груша, мандарин, лимон.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Ребёнок прослушивает сказку. Отвечает на вопросы. Пересказывает. Придумывает продолжение. Рисует иллюстрацию.
Цель: - Согласование существительных и прилагательных с числительным;
- Образование единственного и множественного числа существительных.
Запасливый Ёжик.
Утром Ёжик пришёл в сад. Он подошёл к яблоне и стал считать красные яблоки: «Одно красное яблоко, два красных яблока, три красных яблока, четыре красных яблока, пять красных яблок...»
Затем он подошёл к груше и стал считать, сколько на ней жёлтых груш: «Одна жёлтая груша, две жёлтых груши, три жёлтых груши, четыре жёлтых груши, пять жёлтых груш…»
Пересчитав груши, Ёжик пошёл считать синие сливы: «Одна синяя слива, две синих сливы, три синих сливы, четыре синих сливы, пять синих слив…»
Пока Ёжик считал урожай фруктов в саду, за ним наблюдала Ворона. Как только он закончил считать, она у него спросила:
- Ёжик, зачем ты считаешь красные яблоки, жёлтые груши и синие сливы?
- Я их считаю, что – бы знать, хватит ли мне на зиму запаса фруктов в этом саду, - ответил ей запасливый Ёжик.
Вопросы к тексту:
- Куда пришёл Ёжик?
- Что считал Ёжик?
- Вспомни, как он считал красные яблоки, жёлтые груши, синие сливы.
- Зачем он их считал?