ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ВЕСНА"
Развитие мелкой моторики
Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения.
Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головками качают. Т.Ткаченко
Мимические упражнения
Выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.
Представить себя доброй и ласковой Весной. Изобразить: вы дарите деревьям листву, лугам траву и цветы.
Медведь в берлоге. Пригрело солнышко, снег растаял, и в попала медведю в берлогу. Показать, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.
Упражнения для мышц шеи
Ветерок качает подснежник. Наклоны головы влево-вправо (шея расслаблена).
Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую гласных: «А-э-и-о-у».
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глухим вдохом. (Имитация зевания.)
На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней челюстью вправо-влево.
—Весна, где ты зимой была?
—Я в речке зиму провела,
—Мы с речкою проснулись
И к вам в село вернулись.
Гляди, набухли почки,
Проклюнулись листочки,
Пичуги прилетели
И на ветвях запели.
И долгожданное тепло
К тебе, к нему, ко всем пришло. Ю.Саакян
Весна принесла хорошее настроение не только нам, но и всему живому. Изобразить зверей, встречающих весну: из норки вылез ежик, просыпается барсук и медведь, радуются зайчик и белочка. Представить себя говорливым ручьем, печальным с снеговиком, плачущей сосулькой, пробивающимся из-под снега подснежником.
Действия с воображаемыми предметами
Изобразите, как вы готовитесь к прилету скворцов: распиливаете доски, сколачиваете скворечник, прикрепляете его к дереву. Покажите: вы радуетесь прилету птиц.
Источник: Пожиленко Е.А.
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Сосчитай до пяти
Одна большая сосулька – две большие сосульки, ...
Один мартовский день –...
Один быстрый ручеек –...
Когда так говорят?
Весенний дождь лишним не бывает.
Май лес наряжает, лето в гости ожидает.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Март с водою, апрель с травою.
Назови ласково
Ручей – ручеек.
Почка –...
Проталина –...
Солнце –...
Закончи предложение
Март, апрель и май – это весенние...
Капель, проталины и сосульки – все это приметы....
Измени по образцу
Март – мартовский.
Апрель –...
Май –...
Весна –...
Употреби словосочетание в нужной форме
Что? – Ранняя весна.
Ждем прихода чего?...
Подготовиться к чему?...
Ожидать что?...
Наслаждаться чем?...
Мечтать о чем?...
Скажи наоборот
Весна – осень.
Оттепель –...
Ранняя –...
Похолодание –...
Мокро –...
Какое слово самое короткое?
Апрель, весна, май, проталина.
Март, месяц, сосулька, тепло.
Сыро, оттепель, весенний, холодно.
Вставь в предложение пропущенное слово
Уже появляются первые ... на деревьях.
Скоро вернутся ... птицы.
Май – это ... месяц весны.
Измени по образцу
Месяц – месяцы.
День –...
Капля –...
Почки –...
Сосулька –...
Проталина –...
Что общего и чем отличаются друг от друга?
Осень и весна.
Ранняя весна и поздняя весна.
Что лишнее?
Март, апрель, май, весна.
Грязно, весело, сыро, холодно.
Капель, сосулька, листопад, проталина.
Какое слово отличается от других?
Почка, почка, дочка, почка.
Апрель, капель, апрель, апрель.
Капля, капля, цапля, капля.
Хитрые вопросы
Чего больше – весенних месяцев или весенних дней?
Чего меньше – весенних дней или дней недели?
Чего больше – времен года или весенних месяцев?
Что не так?
Подснежники распускаются в январе.
Весной дни становятся короче, а ночи длиннее.
Какое слово не подходит?
Весна, весенний, веснушка, весло.
Сырой, сыро, отсыреть, сыр.
Капель, капать, копать, капелька.
Собери предложение
После, наступает, зимы, весна.
Весной, цветы, первые, появляются.
За, идет, апрель, мартом.
Отгадай загадки
На ветках – плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки.(Почки)
К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я ее сын родной.
А родился я весной!(Ручей)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.(Ласточка)
Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить
И кормиться?(Грач)
Летом бежит, зимой спит,
Весна настала – опять побежала.(Река)
Запомни пары слов
Прочитайте ребенку пары слов. Обратите внимание ребенка на то, что слова связаны между собой по смыслу. Затем назовите первые слова пар, а ребенку предложите вспомнить вторые слова.
Кораблик – ручеек.
Шуба – куртка.
Птицы – гнезда.
Листья – почки.
Зима – весна.
Солнце – капель.
Снеговик – лужа.
Март – апрель.
Когда так говорят?
Ласковое слово – что весенний день
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Ребёнок прослушивает рассказ. Отвечает на вопросы. Пересказывает. Рисует иллюстрацию.
Цель: употребление сравнительной степени наречий; употребление падежных форм существительных во множественном числе.
Весна.
Вот и наступила весна! Дни стали длиннее и теплее, солнце светит ярче, а птицы поют звонче. Природа просыпается после холодной зимы. На лесных полянках тает снег, и на проталинах распускаются первые подснежники. Кругом бегут ручьи. На деревьях набухают почки. Вот и грачи уже прилетели и стали вить свои гнёзда. Ещё пройдет совсем немного времени и зазеленеет лес, зайцы сменят белые шубки на серые, из берлог после спячки вылезут медведи, вернуться из дальних стран перелётные птицы.
Вопросы к тексту:
- Какие дни стали весной?
- Как светит солнце?
- Как поют птицы?
- Где тает снег?
- Где распускаются подснежники?
- На чём набухают почки?
- Что стали вить грачи?
- Кто сменит белые шубки на серые?
- Откуда вылезут медведи?
- Откуда вернуться перелётные птицы?