г.Северодвинск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – «Детский сад № 3 «Морозко»
Логопедический пункт

Скороговорки месяца

Свистящие звуки

Сидел сугроб в лесу на пне 
И  думал о весне -
Весна наступит, а весной 
Сугроб становится водой.

 

 

Нисколько не скользко, 
Не скользко нисколько.

 

Шипяшие звуки

Жуки жужжали, ручьи журчали, 
Жуки убежали, ручьи дожурчали.

 

Связку сушек сушил Саша на суше.

 

У ежа в гостях ужата, у ежа в гостях ежата

 

Звук [Л] 

У ежа и ёлки иголки колки.

 

Лена искала булавку,

булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень:

искала булавку весь день.

 

 

Звук [Р], [Рь]

Глядят грачата на галчат,
Глядят галчата на грачат.
(Ю. Жаркой)

 

Галка села на забор,
Грач завёл с ней разговор.

 

Варя на проталинке промочила валенки. 

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

 

 

 

 

 

з

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

 ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

"ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"

Развитие мелкой моторики

Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.

—        Мальчик с пальчик.

Где ты был? (Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)

—        Долго по Архангельской области бродил!  

(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

(Большой палец правой руки поочередно соприкасается

с остальными пальцами.)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Барсука, бобра, ондатру,

Норку, рысь и росомаху.

Всем подарки подарил.

Всяк меня благодарил.

(Четыре пальца последовательно сгибаются кланяются

( по И. Лопухина)

 Мимические упражнения

Лисенок высматривает мышку. Прищуривать глаза по очереди.

Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувшегося в клубок ежика, косолапого медведя; зайчика, попавшего лисе в лапы).

 Упражнения для мышц шеи

Медведь отмахивается от пчел. Круговые повороты головы.

 Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Бобры пилят дерево. Круговое движение нижней челюсти.

 Упражнения для щек и губ

Зайчик. Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы

Сердитый волк. Нижнюю губу прикусить верхними зубами.

Сердитая рысь. Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.

Лосенок сосет молочко и чмокает. Всасывать верхнюю губу и нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье)

Ёжик фыркает. Вибрация губ.

 Упражнения для языка

Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык.

Северный олень цокает. Щёлкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.

Медведь слизывает мед. Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рог себе кладет.

Облизывает лапу

Сластёна косолапый,

А пчёлы налетают,

 Медведя прогоняют.

И. Лопухина

Развитие речевого дыхания и голоса

Ёжики принюхиваются.

Волк воет: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.) Кто как голос подает. Ёжик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых». Разговор Лисы и Зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?» — «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?

Психогимнастика. Пластические этюды

Передать мимикой и движением поведение зверей: барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось ходит по болоту, белочка грызет орешки.

Обыгрывание ситуаций

Медведь в берлоге. Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.

Источник: Пожиленко Е.А.

 

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Что общего и чем отличаются друг от друга?

Олень и лось.

 Белый медведь и бурый медведь.

 Полярная сова и филин.

 Кто лишний?

 Морж, олень, сова, тюлень.

 Тюлень, олень, кенгуру, песец.

 Рысь, бурундук, росомаха, корова.

 Исправь предложение

 Белый медведь – это южное животное, а жираф — северное.

 Росомаха, бобр, рысь, лев – это животные Архангельской области.

 У тюленя есть рога.

 Назови детенышей

У белого медведя – медвежонок

У барсука – барсучонок

У нерпы - белёк

 У оленя –оленёнок

У рыси - рысёнок

У  бобра - бобрёнок

 Сосчитай до пяти

 Один северный олень –...

Одна северная выдра - ...

 Назови ласково

 Хвост –...

 Лапа –...

 Шерсть –...

 Закончи предложение

 У белого медведя шерсть белая, а у бурого –...

 Белый медведь спит на льдине, а бурый в ...

 Измени по образцу

 Медведь – медвежий.

 Олень –...

 Тюлень –...

 Отгадай загадки

 Боится зверь ветвей моих,

 Гнезд не построит птица в них.

 В ветвях краса и мощь моя.

 Скажите быстро, кто же я? (Северный олень)

 

Может плавать целый день

 В ледяной воде... (тюлень)

 

Из сучков деревьев, тины,
строит этот зверь плотины.
И живёт он только в хатке,
вот какой там мастер хваткий!
Кто плотины ладить скор?
Дети, это же.......(Бобер)

 

Что за зверь, семейства куньих,
Так похож на Медвежонка?
Весь лохматый, шерсть густая,
Буро - палевый окрас.
Лапы с длинными когтями,
Зубы острые, как бритвы,
В жизни вечная бродяга,
И отличный древолаз.
Кто, свирепый и без страха,
Страшней Волка? …(В.Г. Ступников)

(Росомаха)

 Ценный мех она имеет,
Бегать шустренько умеет
Слышит чутко, видит зорко
И зовётся она ...(норка)

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Ребёнок прослушивает сказку. Отвечает на вопросы. Пересказывает. Придумывает продолжение. Рисует иллюстрацию.

Цель: образование притяжательных прилагательных; употребление сложных предлогов –из –за, -из - под.

 Как звери в прятки играли.

       Однажды в лесу Архангельской области звери стали играть в прятки. Посчитались, кто будет водить  и разбежались кто куда. Водить стал волк.  Из - под ёлки виднелся лисий хвост. «Выходи лиса!» - сказал волк. Из – за куста, он увидел  заячьи уши: «Заяц, я тебя нашёл!». В дупле на дереве блестели беличьи глаза, а из - под корней торчал  барсучий хвост. Самого последнего волк нашёл медведя – он забрался в малинник и из – за кустиков была видна только медвежья лапа. Звери очень весело играли!

Вопросы к тексту:

- Кто играл в прятки?

- Кто водил?

- Откуда виднелся лисий хвост?

- Что торчало из – под ёлки?

- Откуда волк увидел заячьи уши?

- Что увидел из – за куста?

- Что блестело в дупле?

- Откуда торчал барсучий хвост?

- Откуда была видна медвежья лапа?

 

 

Добавить комментарий
Необходимо согласие на обработку персональных данных
Повторная отправка формы через: