ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА
"ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
Развитие мелкой моторики
Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.
— Мальчик с пальчик.
Где ты был? (Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)
— Долго по Архангельской области бродил!
(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
(Большой палец правой руки поочередно соприкасается
с остальными пальцами.)
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Барсука, бобра, ондатру,
Норку, рысь и росомаху.
Всем подарки подарил.
Всяк меня благодарил.
(Четыре пальца последовательно сгибаются — кланяются
( по И. Лопухина)
Мимические упражнения
Лисенок высматривает мышку. Прищуривать глаза по очереди.
Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувшегося в клубок ежика, косолапого медведя; зайчика, попавшего лисе в лапы).
Упражнения для мышц шеи
Медведь отмахивается от пчел. Круговые повороты головы.
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Бобры пилят дерево. Круговое движение нижней челюсти.
Упражнения для щек и губ
Зайчик. Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы
Сердитый волк. Нижнюю губу прикусить верхними зубами.
Сердитая рысь. Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.
Лосенок сосет молочко и чмокает. Всасывать верхнюю губу и нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье)
Ёжик фыркает. Вибрация губ.
Упражнения для языка
Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык.
Северный олень цокает. Щёлкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.
Медведь слизывает мед. Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед
И в рог себе кладет.
Облизывает лапу
Сластёна косолапый,
А пчёлы налетают,
Медведя прогоняют.
И. Лопухина
Развитие речевого дыхания и голоса
Ёжики принюхиваются.
Волк воет: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.) Кто как голос подает. Ёжик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых». Разговор Лисы и Зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?» — «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?
Психогимнастика. Пластические этюды
Передать мимикой и движением поведение зверей: барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось ходит по болоту, белочка грызет орешки.
Обыгрывание ситуаций
Медведь в берлоге. Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.
Источник: Пожиленко Е.А.
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Что общего и чем отличаются друг от друга?
Олень и лось.
Белый медведь и бурый медведь.
Полярная сова и филин.
Кто лишний?
Морж, олень, сова, тюлень.
Тюлень, олень, кенгуру, песец.
Рысь, бурундук, росомаха, корова.
Исправь предложение
Белый медведь – это южное животное, а жираф — северное.
Росомаха, бобр, рысь, лев – это животные Архангельской области.
У тюленя есть рога.
Назови детенышей
У белого медведя – медвежонок
У барсука – барсучонок
У нерпы - белёк
У оленя –оленёнок
У рыси - рысёнок
У бобра - бобрёнок
Сосчитай до пяти
Один северный олень –...
Одна северная выдра - ...
Назови ласково
Хвост –...
Лапа –...
Шерсть –...
Закончи предложение
У белого медведя шерсть белая, а у бурого –...
Белый медведь спит на льдине, а бурый в ...
Измени по образцу
Медведь – медвежий.
Олень –...
Тюлень –...
Отгадай загадки
Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя.
Скажите быстро, кто же я? (Северный олень)
Может плавать целый день
В ледяной воде... (тюлень)
Из сучков деревьев, тины,
строит этот зверь плотины.
И живёт он только в хатке,
вот какой там мастер хваткий!
Кто плотины ладить скор?
Дети, это же.......(Бобер)
Что за зверь, семейства куньих,
Так похож на Медвежонка?
Весь лохматый, шерсть густая,
Буро - палевый окрас.
Лапы с длинными когтями,
Зубы острые, как бритвы,
В жизни вечная бродяга,
И отличный древолаз.
Кто, свирепый и без страха,
Страшней Волка? …(В.Г. Ступников)
(Росомаха)
Ценный мех она имеет,
Бегать шустренько умеет
Слышит чутко, видит зорко
И зовётся она ...(норка)
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Ребёнок прослушивает сказку. Отвечает на вопросы. Пересказывает. Придумывает продолжение. Рисует иллюстрацию.
Цель: образование притяжательных прилагательных; употребление сложных предлогов –из –за, -из - под.
Как звери в прятки играли.
Однажды в лесу Архангельской области звери стали играть в прятки. Посчитались, кто будет водить и разбежались кто куда. Водить стал волк. Из - под ёлки виднелся лисий хвост. «Выходи лиса!» - сказал волк. Из – за куста, он увидел заячьи уши: «Заяц, я тебя нашёл!». В дупле на дереве блестели беличьи глаза, а из - под корней торчал барсучий хвост. Самого последнего волк нашёл медведя – он забрался в малинник и из – за кустиков была видна только медвежья лапа. Звери очень весело играли!
Вопросы к тексту:
- Кто играл в прятки?
- Кто водил?
- Откуда виднелся лисий хвост?
- Что торчало из – под ёлки?
- Откуда волк увидел заячьи уши?
- Что увидел из – за куста?
- Что блестело в дупле?
- Откуда торчал барсучий хвост?
- Откуда была видна медвежья лапа?