г.Северодвинск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – «Детский сад № 3 «Морозко»
Логопедический пункт

Скороговорки месяца

Свистящие звуки

Сидел сугроб в лесу на пне 
И  думал о весне -
Весна наступит, а весной 
Сугроб становится водой.

 

 

Нисколько не скользко, 
Не скользко нисколько.

 

Шипяшие звуки

Жуки жужжали, ручьи журчали, 
Жуки убежали, ручьи дожурчали.

 

Связку сушек сушил Саша на суше.

 

У ежа в гостях ужата, у ежа в гостях ежата

 

Звук [Л] 

У ежа и ёлки иголки колки.

 

Лена искала булавку,

булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень:

искала булавку весь день.

 

 

Звук [Р], [Рь]

Глядят грачата на галчат,
Глядят галчата на грачат.
(Ю. Жаркой)

 

Галка села на забор,
Грач завёл с ней разговор.

 

Варя на проталинке промочила валенки. 

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

 

 

 

 

 

з

ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ

ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ

 ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ"

Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью

Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения и потешки.

 

Ветер северный подул:

«С-с-сс», все листья

С липы сдул...           (Пошевелить пальцами и подуть на них.)

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»   (Постучать пальцами по столу.)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.   (Постучать кулаками по столу.)

Снег потом припорошил,   (Плавные движения кистями рук вперед -назад.)

Одеялом их накрыл.(Ладони крепко прижать к столу.)

Е. Карельская

Мимические упражнения

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании — почти закрываются.

Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились:  «Ах-ах-ах!»

Упражнения для мышц шеи

Повернись и приглядись. Что мы увидели в осеннем лесу? Исходная позиция: сидеть на стуле, спина и шея прямые. При повороте головы в сторону — вдох носом, при возвращении в исходную позицию — выдох ртом.

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Шли-шли, к Мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

Упражнение для губ и щёк

Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).

Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.

Упражнения для языка 

Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

Пролезаем  через  бурелом. Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке — это тропинки в лесу.

Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.

Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.

Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

Развитие физиологического дыхания

Статическое  упражнение. Вдыхаем аромат  леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.

Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата

Дует осенний легкий всторок: «У-у-у-у-у-у у», (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Модул сильным потер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Заблудились мм и .носу, закричали мм: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)

Источник: Пожиленко Е.А.

 ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Сосчитай до пяти 

Один осенний день – два осенних дня,...

Одна чёрная туча – ... 

Одна маленькая лужа –... 

Один красивый зонт –... 

Что лишнее? 

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. 

Зима, весна, осень, февраль. 

Ранняя, золотая, поздняя, летняя. 

Хитрые вопросы

Чего больше – осенних месяцев или дней?

Чего больше – осенних месяцев или летних?

Что не так?

Сентябрь, октябрь, ноябрь – это летние месяцы.

Если начинают опадать листья – наступает весна.

Дети идут в школу первого октября.

Какое слово отличается от других?

Осень, осень, восемь, осень.

Сентябрь, сентябрь, октябрь, сентябрь.

Ненастье, ненастье, Настя, ненастье.

Хмуриться, хмуриться, жмуриться, хмуриться.

Назови листья 

У клёна – кленовые, 

у берёзы –...у ивы – ...у тополя –...у рябины –...у дуба –...у липы –...

Угадай по признаку / действию 

Льет, моросит, крапает –... 

Краснеют, желтеют, опадают –... 

Дубовые, кленовые, липовые – ..

Сильный, пронизывающий, холодный –...

Дуб, липа, ива, береза – это...

Сентябрь, октябрь, ноябрь – это».

Как можно закончить предложение? 

Пошел дождь, и... 

Наступила осень, поэтому... 

Деревья качаются потому, что…

Скажи наоборот 

Ясный – пасмурный. 

Погода –... 

Дождливый –... 

Тёплая –... 

Поздняя –...

Собери предложение 

На, осенью, полях, урожай, убирают. 

Собирают, в, дети, лесу, осеннем, грибы.

Отгадай загадки 

Без пути и без дороги 

Ходит самый длинноногий, 

В тучах прячется во мгле, 

Только ноги на земле.(Дождь)

 

Пришла без красок и без кисти 

И перекрасила все листья.(Осень)

 

Доскажи словечко 

По небесам оравою 

Бегут мешки дырявые, 

И бывает иногда 

Из мешков течет вода. 

Спрячемся получше 

От дырявой...(тучи)

 

Птиц к югу отправляю, 

Деревья раздеваю, 

Но не касаюсь сосен 

И елочек. Я...(осень)

 

Летом вырастают, 

Осенью опадают.(Листья)

Измени по образцу 

Осень – осенний. 

Холод –...Сентябрь –...Дождь –...Ветер –...Октябрь –...Грязь –...

Какое слово самое короткое?

Туча, погода, непогода, ненастье.

Сентябрь, грязь, деревья, слякоть.

Ноябрь, листва, зонт, похолодание.

Объясни словечко

Разноцветные; листопад; проливной.

Какое слово не подходит?

Осень, осенний, ясень, по-осеннему. 

Лить, проливной, линять, ливень. 

Дождь, дождливый, подожди, дождик.

 СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Ребёнок прослушивает сказку. Отвечает на вопросы. Пересказывает текст. Придумывает продолжение. Рисует иллюстрацию. 

Букет для мамы.

         В осеннем лесу было очень красиво! Маленький Зайчонок весело скакал по лесу и любовался яркими нарядами деревьев. Ему казалось, что кто – то раскрасил весь лес разноцветными красками. Ещё недавно все листья на деревьях были зелёными, а сегодня -  и красные, и жёлтые, и коричневые… Зайчонок решил собрать букет из таких красивых листьев. 

       «Вот красивый красный осиновый листочек, а вот жёлтый кленовый. А под рябиной я возьму  рябиновый листочек. Ещё под дубом дубовых листочков соберу. Рядом с берёзой  наберу маленьких берёзовых листочков»- говорил Зайчонок, поднимая опавшие листья. Он собрал большой и очень красивый букет из осенних листьев и подарил его своей маме Зайчихе.  ёВопросы к тексту: 

- Где было очень красиво? 

- Какие были листья на деревьях? 

- Из каких листьев Зайчонок собрал букет? 

- Кому он подарил букет?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий
Необходимо согласие на обработку персональных данных
Повторная отправка формы через: