г.Северодвинск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – «Детский сад № 3 «Морозко»
Логопедический пункт

Скороговорки месяца

Свистящие звуки

Сидел сугроб в лесу на пне 
И  думал о весне -
Весна наступит, а весной 
Сугроб становится водой.

 

 

Нисколько не скользко, 
Не скользко нисколько.

 

Шипяшие звуки

Жуки жужжали, ручьи журчали, 
Жуки убежали, ручьи дожурчали.

 

Связку сушек сушил Саша на суше.

 

У ежа в гостях ужата, у ежа в гостях ежата

 

Звук [Л] 

У ежа и ёлки иголки колки.

 

Лена искала булавку,

булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень:

искала булавку весь день.

 

 

Звук [Р], [Рь]

Глядят грачата на галчат,
Глядят галчата на грачат.
(Ю. Жаркой)

 

Галка села на забор,
Грач завёл с ней разговор.

 

Варя на проталинке промочила валенки. 

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

 

 

 

 

 

з

ЗИМА

ЗИМА

 ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ЗИМА"

Развитие мелкой моторики

Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с держанием стихотворения.

 

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибать пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.

(Имитировать лепку комов.)

Птичек крошками кормили,

(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались.

(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.

(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли,

(Отряхивать ладошки.)

Съели суп и спать легли.

(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.)

Н.Нищева

Мимические упражнения

Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

Передать гневную интонацию деда Мороза.

Дед Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня:

— Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

 Упражнения для щек и губ

Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

 Упражнения для языка

Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше удерживать его в таком положении (под счет до «шести—во ми»).

Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».

Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот крыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

Речевая зарядка

Мороз колдует.

Разыграйтесь-ка, метели!

Гнитесь ниже, сосны, ели!

Все, что есть в моем лесу,

Я засыплю, занесу!

 Психогимнастика. Пластические этюды

Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразить Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку. Показать: разные звери встречают Новый год.

Пластические этюды

Зимние забавы.Изобразить: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.

Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птенцов, и замерзшего воробья.

Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.

Источник; Пожиленко Е.А.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Назови ласково

Снег – снежок.

Лёд –...Зима –...Ёлка –...Санки –...Палки –...

 Собери предложение

 Миша, друзьями, в, хоккей, с, играет.

 Санках, дети, катятся, с, весело, на, горки.

 Метель, улице, метет, на.

 Дворе, во, залили, каток, большой.

 Хитрые вопросы

 Оттепель сменилась морозом. Что было вначале, что потом?

 Чего больше – снегопадов или снежинок?

 Чего меньше – зим или месяцев?

 Сосчитай до пяти

 Одна теплая варежка – две теплые варежки,...

 Одно зимнее утро –...

 Один холодный нос –...

 Одна меховая шапка –...

 Один снежный ком –...

 Одно зимнее пальто –...

 Объясни словечко

 Горнолыжник; заморозки; безветрие; подледная (рыбалка); ледоруб.

 Когда так говорят?

 Любишь кататься – люби и саночки возить.

 Подбери признак

 Снег – белый, колючий,...

 Зима –...Мороз –...Шуба –...Лыжи –...

 Продолжи предложение

 Чтобы не замерзнуть, надо надеть...

 Зимой покрываются льдом ...

 Дети любят кататься зимой на....

 Зимой на улице не увидишь ...

 Скажи наоборот

 Тёмное утро – светлое утро.

 Старые санки –...

 Холодный ветер –...

 Пасмурный день –...

 Зимний месяц –...

 Большой сугроб –...

 Длинные лыжи –...

 Что за чем и перед чем?

 Декабрь за ноябрем и перед январем.

 Январь –...

 Февраль –...

 Что лишнее?

 Панама, кепка, ушанка, косынка.

 Сапоги, валенки, унты, сандалии.

 Шуба, сарафан, дубленка, пуховик.

 Август, декабрь, февраль, январь.

 Закончи предложение

 У мальчика одни санки, а у двух мальчиков – двое санок.

 У девочки одни коньки, а у двойняшек две пары ...

 У девочки одни лыжи, а двух девочек две пары...

 Какое слово отличается от других?

 Лёд, мёд, лёд, лёд.

 Каток, платок, каток, каток.

 Снежинка, машинка, снежинка, снежинка.

 Употреби словосочетание в нужной форме

 Что? – Снежная баба.

 Нет чего? –...

 Приделали нос к чему? –...

 Не видим что? –...

 Играли с чем? –...

 Говорили о чем? –...

 Отгадай загадки

 По снегу покатите – я подрасту,

 На костре согреете – я пропаду.(Снежный ком)

 

Все лето стояли

 Зимы ожидали.

 Дождались зимы –

 Помчались с горы.(Санки)

 

Белая звездочка с неба упала,

 Мне на ладошку легла... и пропала.(Снежинка)

 

Две полоски на снегу

 Оставляют на бегу.

 Я лечу от них стрелой,

 А они опять за мной.(Лыжи)

 

Он все время занят делом,

 Он не может зря идти.

 Он идет и красит белым

 Все, что видит на пути.(Снег)

 

Две плетенки,

 Две сестренки

 Из овечьей пряжи тонкой.

 Как гулять, так надевать,

 Чтоб не мерзли пять и пять.(Варежки)

 

Ветви белой краской раскрашу,

 Брошу серебро на крышу вашу.

 Тёплые весной придут ветра

 И меня прогонят со двора.(Зима)

 

Не снег и не лёд,

 А серебром деревья уберет.(Иней)

 

Без рук, без топорища

 Встроен мостище.(Лёд)

 

В новой стене, в круглом окне

 Днём стекло разбито.

 А за ночь снова вставлено.(Прорубь)

 

Хитрые вопросы

 По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах? Почему?

 Если шубу положить на снег, снег под ней растает?

 Во что превратится снеговик без холода?

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Ребёнок прослушивает сказку. Отвечает на вопросы. Пересказывает. Придумывает продолжение. Рисует иллюстрацию.

Цель: - Изменение существительных по падежам;

- Употребление предлогов.

 Снеговик.

    Однажды  зимой дети во дворе слепили из снега Снеговика.  Когда наступила ночь, Снеговик заскучал – ведь рядом никого не было, все уже спали в своих домах. И он решил отправиться на поиски друзей. Был сильный снегопад, и все дороги замело снегом. Снеговик шёл по снегу и смотрел по сторонам. В соседнем дворе он встретил ещё одного Снеговика – его тоже слепили дети. Они долго беседовали о пушистом снеге, о зиме и о детях, которые утром придут во двор и будут ещё лепить Снеговиков.

 

Вопросы к тексту:

- Кого слепили дети?

- Из чего слепили Снеговика?

- Чем замело дороги?

- По - чему шёл Снеговик?

- Кого встретил он в соседнем дворе?

- О чём беседовали Снеговики?

- Кого утром будут лепить дети?

 

 

 

 

Добавить комментарий
Необходимо согласие на обработку персональных данных
Повторная отправка формы через: