ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Развитие мелкой моторики
Загибать пальчики и выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.
Где обедал воробей? — Где обедал, воробей? — В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва За решеткою у льва. Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы, |
Ел морковку у слона, С журавлем поел пшена, Погостил у носорога, Отрубей поел немного... Был на праздничном обеде У мохнатого медведя, А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил. С.Маршак |
Мимические упражнения
Изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»
Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.
Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку. Кошка отпустила воробья. Изобразить: вы пожалели воробья.
Упражнения для мышц шеи
Сонная сова. Опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади.
Сова проснулась и вертит головой. Повороты головы влево-вправо.
Упражнения для жевательно- артикуляцнонных мышц
Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
Упражнения для щёк и губ
Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
Упражнения для языка
Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, тем произносить звук а.
Дятел
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «д-д-д-д-д-д».
Речевая зарядка
О чем поют воробушки?
О чем поют воробушки
В последний день зимы? —
Мы выжили!
Мы дожили!
Мы живы! Живы мы! В.Берестов
— Воробей, чего ты ждешь?
Хлебных крошек не клюешь.
— Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
А.Тараскин
Психогимнастика. Пластические этюды
Образно-пластическое творчество детей
Воробушек. Выполнять движения и действия по ходу чтения стихотворения.
У воробушка головушка болела.
Ох, как болела!
Ох, как болела!
(Обхватить голову обеими руками и покачать
ею из стороны в сторону, показывая,
как у воробья болит голова.)
У воробушка спинушка болела.
Ох, как болела!
Ох, как болела!
(Положить руки на спину и раскачиваться.)
У воробушка крылышко.
Ох, как болело!
Ох, как болело!
(Погладить левой рукой правую руку.)
Источник: Пожиленко Е.А.
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Что не так?
Стаи воробьев и голубей улетают в теплые края.
У птиц по два крыла и по четыре лапы.
Королёк - самая большая птица Архангельской области.
Дятел - это лесной повар.
Хитрые вопросы
Чего больше – крыльев или птиц?
Чего больше – крыльев или лап?
Кто старше – птица или птенец?
Назови ласково
Птица – птичка.
Перо –...Птенец –...Крыло –...Хвост –...
Клюв –...Воробей –...Синица –...Снегирь –...
Сосчитай до пяти
Одна зимующая птица – две зимующие птицы,...
Одно лёгкое перо –...
Один красногрудый снегирь - ...
Одна желтогрудая синица - ...
Одна каркающая ворона - ...
Скажи наоборот
Летят высоко –...
Лететь быстро –...
Улетать –...
Вылетать из гнезда –...
Подлетать к озеру –...
Отгадай загадки
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.(Дятел)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут!(Снегирь)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.(Сорока)
Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв - крестом,
Птичку ту зовут ... (Клестом)
На кормушку к нам зимой
Прилетает птица
С жёлтой грудкой пуховой –
Шустрая …(Синица)
Подбери действие
Кто как подает голос?
Воробей – чирикает.
Ворона –...
Голубь –...
Сорока –...
Подбери парное слово
Человек – ребёнок, птица – ... (птенец).
Человек – нос, птица – ... (клюв).
Рыбы – плавники, птицы – ... (крылья).
Звери – шерсть, птицы – ... (перья).
Рыба – река, птица – ... (небо).
Измени по образцу
Перо воробья –воробьиное
Перо голубя –...
Перо вороны - ...