г.Северодвинск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – «Детский сад № 3 «Морозко»
Логопедический пункт

Скороговорки месяца

Свистящие звуки

Сидел сугроб в лесу на пне 
И  думал о весне -
Весна наступит, а весной 
Сугроб становится водой.

 

 

Нисколько не скользко, 
Не скользко нисколько.

 

Шипяшие звуки

Жуки жужжали, ручьи журчали, 
Жуки убежали, ручьи дожурчали.

 

Связку сушек сушил Саша на суше.

 

У ежа в гостях ужата, у ежа в гостях ежата

 

Звук [Л] 

У ежа и ёлки иголки колки.

 

Лена искала булавку,

булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень:

искала булавку весь день.

 

 

Звук [Р], [Рь]

Глядят грачата на галчат,
Глядят галчата на грачат.
(Ю. Жаркой)

 

Галка села на забор,
Грач завёл с ней разговор.

 

Варя на проталинке промочила валенки. 

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

 

 

 

 

 

з

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

 Чтобы сформировать у ребенка правильное произношение звуков или исправить имеющиеся нарушения звукопроизношения рекомендуются занятия  артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика  - это упражнения для органов артикуляционного аппарата: губ, языка. При регулярных выполнениях упражнений развивается точность, сила и дифференцированность  движений органов артикуляции, ребенок четче переходит от одной артикуляционной позы к другой, точнее удерживает нужное положение языка и губ, необходимое для правильного произнесения звуков в речевом потоке.

Артикуляционные упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука. Поэтому для каждой группы звуков (свистящих, шипящих, сонорных) подобран соответствующий комплекс упражнений.

 

Артикуляционная гимнастика – это неотъемлемая часть работы по подготовке артикуляционного аппарата ребенка к постановке звуков. У многих детей отмечаются нарушения произношения нескольких групп звуков, в связи с чем, необходимо осваивать упражнения в полном объеме, что требует довольно длительного времени.

 

Указания к проведению артикуляционной гимнастики

1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут желательно несколько раз в день.
2. Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
5. Комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счёт новых упражнений.
6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счёт, под музыку, с хлопками и т.д.

ЭЛЕКТРОННО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА"

Свистящие звуки ссылка

Шипящие звуки ссылка

Сонорные звуки Л, Ль ссылка

Сонорные звуки Р, Рь ссылка

Артикуляционная гимнастика в сказках ссылка

 

 

 

Комплекс артикуляционной гимнастики 

«Веселые приключения Язычка»

Комплекс №1

«Как язычок отдыхал на море»

Цели: Активизировать звукопроизношения, лексический запас по теме (море, ракушка, звезда, черепаха, попугай, жираф, медуза); уточнять произношение звуков [т], [д], [ч], [ш]; продолжать учить надувать щеки, присасывать язык к твердому небу и удерживать под счет; учить переключать органы артикуляции с одного вида движения на другое.

Описание:

Взрослый выполняет вместе с ребенком

Закончились рабочие деньки, и Язычок решил отдохнуть на море. Он взял надувную резиновую лодку,

Пляжный зонтик

 

И широкое махровое полотенце

 

Сел в сказочный вагон и отправился в путь. Быстро летел поезд по рельсам

За окошком мелькали деревья,

 

 

дома

 

Ласково светило солнышко

 

Язычок слушал, как стучат колеса поезда

Совсем скоро вдалеке показалось синее море

Поезд подъехал к станции и остановился

Язычку так не терпелось увидеть море, что он выскочил из вагона и быстро побежал на пляж

Переодевшись купальник и поставив пляжной зонтик

Язычок растянулся на махровом полотенце под горячими лучами солнышка

Когда животик и спинка немного загорели, Язычок решил искупаться. Быстро разбежавшись, он нырнул в море

У язычка были превосходные ласты, он быстро заболтал ногами в воде

 

 

На дне Язычок увидел черепаху, лакомившуюся морской капустой,

Воздушную медузу,

Летучую рыбу

 

 И даже морскую звезду, которая пряталась за камнями

 

 

Во время отдыха Язычок успел покататься на надувной резиновой лодке,

Собрать красивые ракушки, сфотографировать попугая и жирафа

Скоро он сел в поезд и поехал домой Язычок смотрел в окошко и улыбался       

Ведь он обязательно приедет сюда ещё раз.

 

 

(надуть щёки и удерживать под счет до 5)

 

( присосать язык к небу и удерживать под счет до 8)

 

(высунуть широкий язык и удерживать под счет до 10).

 

(Произносить «Чух – чуъх чух. Ту – туу»).

(рот открыть, кончиком языка дотронуться до верхних зубов и удерживать в течение 8 секунд)

(язык опустить и спокойно положить за нижние зубы, рот открыт).

(рот открыт, облизывать губы слева направо).

 

(произносить медленно: «Т-д-т-д-т-д»).

(рот широко открыть и удерживать под счет до8).

(вдохнуть носом и медленно выдохнуть: «Ш-ш-ш»).

(улыбнуться, пощелкать языком).

 

 

( присосать язык к небу и удерживать под счет до 8)

( рот открыт, язык сильно вытянуть и коснуться подбородка).

 

 

 

(три раза щелкнуть языком, затем слегка высунуть изо рта; повторить 5 раз).

(рот приоткрыт, быстро передвигать язык вперед – назад по верхней губе, получается глухо слог «бл»

 

 

(двигать нижней челюстью, как при жевании)

 

(надуть щёки и удерживать в течение 8 секунд)

(рот приоткрыт, высунуть узкий язык, коснуться верхней губы и спрятать в рот; повторить 5 раз)

(сначала высунуть широкий язык, прижать между нижней и верхней губами, а затем медленно «втащить» язык обратно в рот; повторить 5 раз)

 

(надуть щёки и удерживать под счет до 5)

 

(произносить: «Чик-чик»).

 

 

(произносить «Чух – чух. Ту – туу»

(улыбнуться, показав нижние и верхние зубы)

 

 

Комплекс №2

«Как Язычок гулял в лесу»

Цели: продолжать учить двигать языком слева и справа налево; учить делать язык узким, удерживать артикуляционную позу, подражать голосам птиц.

Описание:

Взрослый выполняет вместе с ребенком

 

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко.

 

 

От его лучиков стали просыпаться деревья, из – под рыхлого снежка появились первые подснежники.

Звонко капает капель.

Журчат ручьи

 

 

Язычок надел легкое пальто и отправился гулять в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы.  «Ку-ку, ку-ку, - куковала кукушка высоко на ели. Как куковала кукушка на ели?

«Д- д-д, д-д-д», - стучал дятел по коре дерева, отыскивая меленьких жучков. Как стучал дятел ?

«Тви-тви, тви-тви»,- быстро проносились ласточки над шумной речкой вдалеке. Все пело и оживляло в весеннем лесу.

Долго ли, коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку

Сел Язычок на пенек

 

И огляделся

На полянке расцвело много подснежников.

 Весенний ветерок 

 

 

Наклонял их  то -в одну, то в другую сторону

 

 

 

Неподалеку Язычок заметил красивую бабочку. Она сначала кружилась в воздухе, а потом села на один из цветков

 

 

Язычок долго любовался небесной красавицей. Он успел разглядеть, что у бабочки есть глазки, усики, длинный хоботок, тонкие лапки.

Скоро тучи закрыли солнышко и стало темнеть

 

Бабочка покружилась над полянкой, словно прощаясь

И взлетела высоко в небо.

Язычок слез с пенечка и поспешил домой к маме с красивым букетом цветов.

 

 

 

 

(открыть рот, облизывать губы по три раза сначала слева направо, потом справа налево).

(губы сжать, высовывать узкий язык и прятать обратно в рот; повторить 8 раз).

(улыбнуться, открыть рот; цокать языком).

( рот открыть, снаружи и изнутри облизывать языком верхнюю губу; выполнять в быстром темпе; слышится хлюпающий звук).

 

 

(звукоподражание).

 

(звукоподражание).

 

 

 

(открыть рот, высунуть широкий язык и удерживать под счет до 5).

(улыбнуться, открыть рот, присосать язык к небу и удерживать под счет до 10)

(улыбнуться, двигать языком вправо – влево).

(вдохнуть носом и плавно выдохнуть через рот, вытягивая губы вперед, как при звуке у; повторить 3 раза).

(рот открыть, язык тянуть сначала к левой щеке, потом – к правой; повторить 5 раз)

 

(рот открыть 3 раза облизать губы слева направо и  задержаться на верхней губе; повторить упражнение 5 раз).

 

 

(рот открыть и медленно закрыть; повторить 5 раз).

( 5 раз медленно облизать губы справа налево)

 

Комплекс №3

« Как Язычок лепил снеговика»

Цели: учить удерживать широкий язык на нижней губе, делать язык тонким, острым, закрывать попеременно глаза; развивать щёчную мышцу; активизировать мышцы мягкого неба.

Описание:

Взрослый выполняет вместе с ребенком

 

Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко

 

И очень удивился. Всё вокруг – и скамейки, и качели, и дорожки – было укрыто белым снегом

 

Язычок надел теплую шубу, шапку, повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся,

 

 

Посмотрел вверх на солнышко,

 

 

Потом вниз на снежок

 

 

И решил слепить снеговика.

 

Сначала он скатал один снежный ком,

 

Потом другой

 

И, наконец, ещё один, самый большой

 

У язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать

 

Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх,

 

 Потом вниз,

 

По сторонам

 

И призадумался: «Чего – то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки

 

Из морковки получился длинный нос

 

Из веток язычок сделал снеговику руки

 

Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик подмигивает то одним глазом, то другим

 

Вот какого снеговика слепил язычок!

 

(открывать и закрывать рот под счет до 5)

( высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5)

 

(широко улыбнуться показав зубы)

 

 

 

(поднять тонкий язык к верхней губе, удерживать под счет до 5).

 

(опустить язык к нижней губе и удерживать под счет до 5)

 

 

 

(надуть левую щеку)

 

(надуть правую щеку)

 

(надуть обе щёки и удержать)

 

(поднести ладони к о рту и тихи сказать: «Ха-ха-ха»)

 

( поднять язык к верхней губе)

(опустить язык к нижней губе)

 

( подвигать язык вправо –влево)

 

(зажмурить один глаз, потом другой)

 

( высунуть язык и потянуть вперед)

 

(потянуть язык вправо, потом влево)

 

(подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем – левым)

 

Комплекс №4

«Как язычок пил чай с друзьями»

 Цели: продолжать учить удерживать широкий открытый рот под счет до 5; закреплять правильную артикуляцию звуков [п], [с], [ш], [т], [ц]; учить сворачивать язык в виде трубочки и удерживать губами, делать упражнение «чашечка».

Описание:

Взрослый выполняет вместе с ребенком

 

Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их а чаепитие.

Язычок взял глубокую тарелку,

И стал замешивать тесто

Когда тесто было готово, он поставил его на окошко

Скоро тесто стало подниматься и пыхтеть

 

Выложил Язычок тесто на стол и стал лепить пирожки

 

Внутрь каждого пирожка положил язычок малиновое варенье

И поставил их впечь

Потом Язычок достал пять красивых чашек

Налил воды в чайник

И поставил на огонь.

Быстро закипела вода

Скоро подрумянились и пирожки

 

Вдруг кто – то постучал в дверь

Это пришли гости к Язычку: мишутка

Лисичка – пушистый хвостик

Белочка – попрыгунья

Зайка - побегайка

Усадил Язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем с пирожками.

 

 

 

 

 

(открыть широко рот и удерживать под счет до 5)

(протискивать язык между зубами вперед – назад)

(открыть широко рот и удерживать его под счет до5).

(набрать воздуха через нос и плавно вытолкнуть через губы; послышится глухой звук [п]).

(высунуть широкий язык. Поднять края языка и удерживать между губами – получилась свернутая трубочка).

(облизать губы слева направо и справа налево)

 

(открыть широко рот и удерживать под счет до 5).

(рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края – получилась чашечка)

(улыбнуться и произнести: «С-с-с-с»)

 

(улыбнуться и произнести: «Ш-ш-ш-ш»)

(высунуть широкий язык. Поднять края языка и удерживать между губами – получилась свернутая трубочка).

(произнести: «Т-т-т-т»

(надуть щёки и удерживать под счет до5).

(положить широкий язык на нижнюю губу и 5 раз загнуть кончик кверху)

(улыбнуться и произнести: « Ц-ц-ц-ц»

(закусить нижнюю губу. Верхнюю губу поднять кверху, обнажив передние верхние зубы).

9рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края – получилась чашечка; затем высунуть широкий язык, поднять края языка и удерживать между губами- получилась свернутая трубочка).

 

Комплекс №5

« Как язычок катался на велосипеде»

Цели: продолжать учить делать язык узким и широким, загибать боковые края языка, удерживать рот открытым под счет до 10; уточнять произношение звуков [з], [ш].

Описание:

Взрослый выполняет вместе с ребенком

Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса

Блестящая рама

 И громкий звонок

Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться

Он осматривал его то с одной стороны, то с другой

То сверху, то снизу

Первым делом Язычок решил навестить свою бабушку. Он испек для нее сладкие блинчики

 

Положил в корзину

 

Прикрыл полотенчиком

 

И поехал быстро крутил педали язычок

 

На улице ярко светило солнышко, и время от времени Язычок закрывал то один глазок, то другой

Дорога была длинной и широкой

Язычок проезжал мимо красивых домиков с расписными ставнями

Мимо широкого пруда

Мимо стройных берез

 

Наконец дорожка свернула влево

И вдали показался домик бабушки

Язычок ещё быстрее закрутил педали

 

На пороге домика Язычка ждала бабушка. Она широко улыбалась и махала ему рукой

 

Язычок нажал на тормоза

И остановил велосипед.

Скоро язычок и бабушка сидели за столом, попивая чай из больших чашек

 

 

Бабушке очень понравились блинчики

 

Язычок рассказал бабушке, что по дороге к ней он видел большой пруд

Стройные березки

Красочные домики с расписными ставнями

Бабушка долго слушала Язычка. Скоро наступил вечер. Язычок не заметил, как сначала у него закрылся один глаз –

Другой, и он заснул.

Бабушка аккуратно положила Язычка в постельку

Укрыла теплым, пушистым одеяльцем

И крепко поцеловала. Спокойной ночи Язычок!

 

(облизывать губы по часовой стрелке).

(широко улыбнуться и показать зубы)

(произнести: «З-з-з-з»).

 

(улыбнуться и показать зубы)

(двигать языком вправо-влево)

(двигать языком вверх и вниз)

 

(открыть рот, высунуть широкий язык и удерживать на нижней губе; повторить 5 раз)

(язык спрятать. Рот открыть и удерживать под счет до 10)

(высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу, прикрыть верхней губой)

( вращать языком по губам сначала по часовой стрелке, затем – против)

 

(закрывать по очереди глаза)

(тянуть широкий язык к подбородку)

 

(открывать и раскрывать рот)

(открыть рот и удерживать под счет до 5)

(вытянуть узкий язык, тянуть вперед; повторить 5 раз)

(вытянуть узкий язык и повернуть влево)

(открыть рот и удерживать под счет до 10)

(вращать языком по губам сначала справа налево, потом – слева направо).

(широко улыбнуться, рот слегка приоткрыть, высунуть язык, слегка загибая его кончик кверх3у, затем спрятать в рот; повторить 5-6 раз)

(произнести: «Ш-ш-ш-ш»)

 

 

(улыбнуться, рот открыт, загибать боковые края языка и удерживать под счет до 5; повторить 4 -5 раз).

(Высовывать широкий язык и прятать обратно в рот; повторить 5 раз).

 

 

(открыть рот и удерживать под счет до 5)

(вытянуть узкий язык и удерживать под счет до 5)

(открывать и закрывать рот)

 

 

(закрыть левый глаз)

(закрыть правый глаз)

(улыбнуться и высунуть широкий язык)

(прикрыть язык верхней губой)

(губы сближены как при поцелуе, удерживать их в таком положении под счет до 10).

 

Комплекс № 6 

«Как Язычок работал в саду»

Цели: активизировать звукоподражания; учить медленно двигать языком, двигать языком между верхними и нижними зубами, вытягивать губы вперед, удерживать их, а затем разводить в стороны, широко открывая рот; вращать языком по губа м в разные стороны; развивать гибкость языка и щёчную мышцу.

Описание:

Взрослый выполняет вместе с ребенком

Наступил солнечный денек. Язычок проснулся рано

Он взял с собой ведерко

грабли

 

лопату

и отправился в сад

 

 

 

Высоко на деревьях звонко пели птицы: «Ци-пи, ци-пи», «Чик – чик, чик – чик», «Зинь-зинь-зинь, зинь-зинь-зинь»

От легкого ветерка трава колыхалась из стороны в сторону

В саду росло много красивых цветов: маки, лилии, ромашки, розы, колокольчики. Язычок подошел к любимым цветочкам, наклонился и ласково прошептал: «С добрым утром!» Цветы, словно услышав Язычка, закивали в ответ головками вверх-вниз

Взяв грабли, Язычок стал аккуратно сгребать засохшую траву возле цветов

Много было сухой травы и опавших листьев. Язычок вспотел и стал дуть на свой лоб.

Когда около цветов стало чисто, Язычок сложил всю траву в ведерко

 

 

 

Потом Язычок взял лопату и стал перекапывать землю

Теперь корешки у цветов стали лучше. Обрадовались цветы и попросили у Язычка лейку.

 

Язычок полил цветы под самый корешок.

Вода лилась долго, медленно

Поднялись цветы и еще больше раскрыли свои лепесточки

 

Обрадовался Язычок, что теперь в его саду стало чисто и красиво.

Вдруг он услышал, что кто-то жужжит в стороне

Это была пчела. Она почувствовала сладкий запах цветов и прилетела в сад. Пчелка кружила то у одного цветка, то у другого

 

 

Наконец она тихо опустилась на розу, забралась в серединку и стала пить нектар. Отведав вдоволь сладкого сока, пчела ещё раз покружилась над цветами и улетела

Под вечер язычок заметил, что в саду стали просыпаться кузнечики. Они сидели в траве и громко стрекотали: «Щик-щик, т-т-т, щик-щик, т-т-т» как стрекотали кузнечики?

Солнышко медленно опускалось за верхушки деревьев, и в саду становилось темнее. Цветы закрыли лепесточки

 

Наклонили головки и сладко заснули. Еще где –то слышалась одинокая песня кукушки: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку» Как пела кукушка?

Язычок прилёг на качели и не заметил, как задремал. Он закрыл сначала один глаз

 

Потом - другой

И погрузился в сказочный сон.

Ночью около Язычка и его любимых цветов кружилось много светлячков, которые словно охраняли чудесный сад

(рот открыть, медленно вытягивать язык изо рта, стараясь коснуться подбородка)

(открыть рот и удерживать в таком положении до 10 сек.).

(улыбнуться, протискивать язык между верхними и нижними зубами вперед-назад; повторить 8 раз)

(рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 8)

 

 

(выполнять звукоподражания)

 (улыбнуться, двигать языком вправо-влево)

 

 (рот открыть, языком касаться то верхней, то нижней губы)

(улыбнуться, протискивать язык между зубами вперед-назад; повторить 8 раз)

(нижней губой  "обнять» верхнюю, дуть вверх, на челку)

(рот открыть, высунуть язык, приподнять боковые края языка и втягивать язык в рот; движение напоминающее лакание молока кошкой; повторить 8 раз)

(упираться языком то в одну, то  в другую щёку с внутренней стороны)

(упр. «Хоботок»: вытянуть губы вперед и удерживать под счет до 3, вернуться в исходное положение; повторить 5 раз)

 (произнести: «С-с-с-с»)

(губы вытянуть вперед трубочкой, медленно развести в стороны, открыв рот, снова соединить в «трубочку; повторить 5 раз)

 (произнести: «Ж-ж-ж-ж»).

 

 (рот открыть, вращать языком 3 раза справа налево, потом 3 раза слева направо).

 

 (произнести6 «Ж-ж-ж-ж»)

 

 

 (Звукоподражание)

 

 ( рот широко открыть, соединить губы и вытянуть вперед трубочкой; повторить 5 раз)

 

 (Звукоподражание)

 

 

(закрыть левый глаз, можно удержать веко пальцами)

(закрыть правый глаз)

 (облизать языком губы в по 5 раз сначала справа налево, потом – слева направо)

 

 Комплекс №7

«Как язычок ходил в зоопарк»

 Цели: продолжать учить вращать языком из стороны в сторону; закреплять правильное произношение звуков [а],[и], [о],[ш], [ч]

Описание:

Взрослый выполняет упражнения вместе с ребенком перед зеркалом

 

Сегодня в город приехал зоопарк, и Язычок очень захотел навестить животных. Он взял с собой морковку для слона

 

Орешков для обезьян

 

Спелый банан для жирафа

А ещё фотоаппарат

Язычок сел в синий автомобиль и поехал в зоопарк. Быстро летела машина по дороге

 

За окошком ярко светило солнце

 

«Интересно, какие животные приехали к нам из далеких стран?» - подумал Язычок и весело улыбался летнему солнышку

Около зоопарка собралось много людей. Все хотели посмотреть на диких животных. Язычок  остановил машину

 

Сначала он подошел к клетке со львом. Старый лев, раскинув лапы, нежился на солнышке

 

 

У льва была пушистая, длинная, густая грива и сильные лапы. «Наверное, он видит какой – то сон, -подумал Язычок, заметив как медленно двигается хвост из стороны в строну

Чтобы не разбудить льва, Язычок тихонько отошёл в сторону.

В следующей клетке стоя большой и важный слон. Он медленно ходил по земле, покачивая головой вверх - вниз

 

Заметив морковку у Язычка, слон остановился и вытянул длинный хобот

Язычок очень обрадовался, когда слон, взяв морковку, стал медленно её жевать

Он сфотографировал слона

 

Вдруг Язычок услышал странные звуки: « А-а-о-о-а-а-о-о» Он огляделся

И увидел маленьких смешных обезьянок, которые весело прыгали и лазали по деревьям. Язычок подошел к клетке и стал считать: «Один, два, три, четыре, пять»

Сколько всего обезьянок? Язычок раскрыл ладошку и просунул в клетку 5 орешков

Обезьянки схватили орешки и громко закричали: «А-а-и-и-а-а-и-и».

 

Как закричали обезьянки? Так они благодарили Язычка.

У следующей клетки высоко в зеленых листьях Язычок приметил чью-то вытянутую морду. Два глаза с любопытством наблюдали за Язычком. «Кто бы это мог быть?»- подумал он и осторожно подошел к клетке.

Спустя некоторое время к Язычку наклонилась голова на длинной предлинной тонкой шее

 

«Ой, да это же жираф! – догадался Язычок и дал ему спелый банан.

Еще долго гулял Язычок по зоопарку и совсем не заметил, как наступил вечер. Он попрощался с животными, сел в свой автомобиль и, довольный поехал домой

 

 (упр. «Хоботок» губы вытянуть вперед и удерживать трубочкой под счет до 5 раз)

(попеременно упираться языком во внутреннюю сторону щёк)

(язык свернуть трубочкой и удерживать между губами; повторить 5 раз)

 (вздохнуть носом и коротко выдохнуть через рот, произнося: «Ш-ш-ш-ш; повторить 3 раза)

(вращать языком слева направо, потом – справа налево, по 3 раза в каждую сторону).

 

 

(улыбнуться, обнажив зубы; повторить 5 раз)

 

 (вдохнуть носом и плавно, длительно выдохнуть: «Ш-ш-ш-ш»; повторить 3 раза)

 (открыть рот, высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5; повторить 3-4 раза)

 (медленно двигать языком слева направо).

 (упр. «Качели»: двигать языком вверх-вниз, касаться то верхней, то нижней губы)

 (рот открыть, вытягивать и прятать узкий язык).

 (двигать челюстями, как при жевании).

(вдохнуть носом и произнести: «Ч-ч-ч-ч»; повторить 3 раза)

 

(вращать языком по 3 раза сначала направо, потом – справа налево)

 

 (поочередно загибать пальцы на правой руке).

 (упираться языком по 5 раз в каждую щёку)

 

 

 (вытягивать язык изо рта, касаясь подбородка; повторить 5 раз).

 

 

 

 

(вздохнуть носом и резко выдохнуть, произнося: «Ш-ш-ш»).

 

Комплекс №8 

«Как Язычок купался в ванне»

Цели: Закреплять правильное произношение звуков ч, с; учить зажмуривать попеременно то левый, то правый глаз, двигать языком то вперед, то назад между губами; научить выполнять упр. «Индюк».

Описание:

Взрослый выполняет упражнения вместе с ребенком перед зеркалом

 

Наступило воскресенье. За окном ярко светило солнышко и громко щебетали птицы

Язычок открыл сначала один глаз

Потом другой

Сладко зевнул

И встал со своей постельки.

Он наклонился

 

Потом потянулся вверх

Размял  бока

И немного попрыгал на месте

Сегодня банный день. Язычок взял большое махровое полотенце

И пошёл в ванную. Он открыл кран и услышал. Как шумно побежала вода

Язычок взял зубную щетку и стал чистить зубы

Сначала он почистил верхние зубы

 

Потом - нижние

 

Умыл лицо

 

 

И улыбнулся в зеркало

Язычок добавил в ванную немного пены, и тотчас же в воздухе закружились разноцветные пузыри

Взяв мочалку, Язычок стал тереть спинку и живот

Потом он вымыл ноги и немного поболтал ими в ванне

Жарко было Язычку, стал он дуть на свой лоб

Вышел Язычок из ванной и радостно улыбнулся

 Вот как хорошо и легко было ему!

 

 

(произнести: «Ч-ч-ч-ч»)

(Зажмурить левый глаз)

(зажмурить правый глаз)

(зевнуть)

 

(высунуть язык и кончиком постараться дотронуться до подбородка)

(потянуть язык к носу)

(двигать языком из стороны в сторону)

(улыбнуться и пощелкать языком)

 

(высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5)

 

(произнести: «С-с-с-с»)

 

(двигать языком то вперед, то назад между зубами)

(улыбнуться и поводить языком по верхним зубам из стороны в сторону)

(улыбнуться и поводить языком по нижним зубам из стороны в сторону)

(движения тремя пальцами – указательным, средним. безымянным – обеих рук от средней линии лба вниз через височные впадины к середине подбородка)

 

(улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы)

 

(надувать попеременно то правую, то левую щёку)

 

(двигать языком то вперед, то назад между губами)

 

(упр. «Болтушка")

(упр. «Фокус»)

 

(улыбнуться, обнажив все зубы, и удерживать под счет до 5).

 

 

Дошкольная педагогика, май 2010 № 4

 

Добавить комментарий
Необходимо согласие на обработку персональных данных
Повторная отправка формы через: