В большинстве случаев, у детей, посещающих логопедический пункт, речевое нарушение - дислалия.
Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая частичное расстройство, и lalio — говорю) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Внешне дефекты звукопроизношения могут выражаться в одном из таких вариантов.
1. Полное отсутствие в речи того или иного звука. В этих случаях звук просто пропускается, не произносится: «ама» вместо «рама», «уна» вместо «луна».
2. Замена одного звука речи другим: «лама» или «йама» вместо «рама»; «йуна» вместо «луна».
3. Искаженное произношение звука (например, картавое «р»).
4. Смешение двух правильно произносимых звуков (ребенок говорит то «шапка», то «сапка», постоянно путая звуки «с» и «ш» в своей речи).
Работа родителей по автоматизации звука должна проводиться под руководством учителя-логопеда, после постановки звука.
Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранным речевым материалом.
Этапы автоматизации звука:
1. автоматизация в слогах;2. автоматизация в словах: начало, конец, середина слова, слова со стечением согласных;3. автоматизация в предложении;4. автоматизация в потешках, стихотворениях.
Электронно-дидактические пособия по автоматизации звуков:
ЗВУК [Р] ссылка
ЗВУК Рь ссылка
ЗВУК [Л] ссылка
ЗВУК [Ш] ссылка
ЗВУК [Ж] ссылка
ЗВУК [С] ссылка
ЗВУК [З] ссылка